Короткая заметка Анри Прюньера

09.04.2016

Руководителям донауэшингенских музыкальных фестивалей надо сделать тот большой комплимент, что в течение десяти лет, вплоть до последнего, проведенного в 1930 году в Берлине фестиваля, они работали чрезвычайно целеустремленно. В первые годы, по 1924 включительно, камерную музыку сознательно делали существенной и главной составной частью программ. В 1925 году начался поворот. Сперва хотели, пожалуй, лишь несколько освободиться от одностороннего увлечения камерной музыкой, и поэтому побудили целый ряд композиторов писать камерные хоры. Так, в 1925 году были исполнены «Времена года» Кшенека, мадригалы Вильгельма Вейсмана, камерные хоры Буттинга и мадригалы Петирека.

На этом фестивале обсуждалась идея обращения в будущем к другим отраслям музыки. Прежде всего намечали, что в донауэшингенских рамках могло бы способствовать развитию музыки, связанной с жизнью. Совершенно отказаться от камерной музыки не хотели и продолжали принимать ее во внимание вплоть до 1930 года; но отдавали себе отчет в том, что камерная музыка играет роль лишь для ограниченного круга людей, и стремились повысить уровень «прикладной» музыки. Так в 1925 году созрел план исполнить в следующем году хоры и камерную музыку (в том числе и для духовых инструментов), но наряду с этим также произведения для духового (военного) оркестра, для механических музыкальных инструментов и обратить внимание на другие важные новинки. Донауэшинген отвернулся от исключительной поддержки концертной музыки и поставил во главу угла, так сказать, «целевую музыку» в самом широком смысле слова. Не знаете что подарить ребенку на день рождения? Купить куклу - лучший вариант для девочки.

Так, в 1926 году наряду с камерными произведениями (в том числе сюитой для трубы, саксофона и тромбона Эрнста Пеппинга) были исполнены три марша Кшенека, военная музыка Тоха, серенада Пеппинга и «Концертная музыка» Хнндемита для духового оркестра. Помню, как разделились мнения об этом фестивале.








Роскультура - rus