Правило в драматургии Шоу

30.08.2016

Суетится, орет разобиженная цветочница, подбирая рассыпавшиеся в грязи фиалки, подле входа в театр «Ковент - гарден». В ту секунду, когда Фредди вышибает из ее рук корзину с цветами, «сверкает молния, и оглушительный раскат грома как бы аккомпанирует этому происшествию». Но пока еще это - много шума из ничего. К существу главного идейного конфликта темпераментная сцена прямого отношения не имеет. Яростным разносом, который учиняет капитан Роберт де Бодрикур своему эконому, открывается «Святая Иоанна». Дело в том, что куры перестали нестись, а де Бодрикур требует яиц. Он «грозно надвигается» на несчастного эконома, наступает на него, «каждым эпитетом пригвождая его к стене», и наконец «вскакивает в ужасающем гневе», восклицая: «Тридцать тысяч громов! Пятьдесят тысяч чертей!» Одним словом, бенгальский огонь, вспышка, подготавливающая спокойное, уверенное появление Жанны («Святая Иоанна», д. I). В «Доме, где разбиваются сердца», прежде чем зазвучит текст, развертывается краткая, но выразительная пантомима. После того, как автор подробно описал Дом, он изображает также «молодую девушку, в шляпе, перчатках и дорожном плаще», сидящую на подоконнике. Она полна нетерпения. Затем, несколько успокоившись, принимается читать Шекспира. Постепенно девушка засыпает. Книга падает с ее колен - удар. Вздрогнула вошедшая служанка, чуть не уронив поднос. Действие началось. Решили сделать ремонт в ванной комнате? Существенно сэкономить пространство поможет ванна угловая. К тому же она имеет эстетичный внешний вид, а также порадует вас долгим сроком эксплуатации.

Каждое allegro будет содействовать успеху постановки, если его разумно выявить и воспроизвести»,- писал G. В. S. о спектакле «Как вам это понравится»». Сказанное о Шекспире в полной мере относится к его собственным драматическим произведениям. От стремительного, бравурного allegro действие зачастую переходит к вихревому, головокружительному prestissimo. Ритм и напряжение, как того и желает автор, нарастают «до самого конца с неожиданными модуляциями и изменениями». Относительный покой начальных сцен пьес, внутренне обязательно напряженный и чреватый самыми эксцентричными последствиями, длится недолго, прерывается категорически, резко. Смена ритмов и темпов, их чередование, то плавные, то скачкообразные переходы образуют своего рода костяк динамики драм Шоу. Ритм - основной регулятор действия. Как и в музыке, он организует во времени все происходящее, вводя гигантскую лавину мыслей и слов в отмеренное русло. Шоу был великим мастером ритмического построения пьес. Сближая понятия «ритм» и «танец», Бентли пишет, что Шоу возвратил «танец в драму» - «не прямо, а в живом ритме ситуаций, в общей ритмике и музыкальности пьесы».








Роскультура - rus