Вопрос об авторстве

22.05.2017

Здесь нужно сказать, что у фильма есть еще один автор. Хроника В. Катаева названием получила слова из стихотворения Маяковского. Швейцер, для которого Владимир Маяковский любимый поэт, один из любимых, позаимствовал те же вынесенные в название слова, но, что важнее, принял как принцип для своей работы характерную поэтическую установку Маяковского: взял день «из ряда дней, что с тыщей дней в родне», и, разложив этот день на мгновения, прокрутил картину в энергичном темпе, «чтоб действие мчало, а не текло». Эмоциональный накал фильма, поэтическое высвечивание события, гул развороченной земли и гром раскручиваемого сюжета - от Маяковского.

В кино вопрос об авторстве не прост, даже если перед нами экранизация известного литературного произведения, в связи с которым вопрос об авторстве у читателей не возникает. Ведь есть же в разбираемом случае достаточное основание признать (вслед за режиссером, он мне о том говорил), что поэзия Маяковского была источником и питательной средой кинопроизведения. И деятельность самого Швейцера никак нельзя посчитать неавторской - не потому, что он соавтор по сценарию, а потому, что он задумал и создал художественно-образный строй картины. Не можете окружить пожилых родственников необходимым вниманием? Вам подойдут социальные пансионаты для престарелых в подмосковье. Здесь им обеспечат постоянный уход и заботу.

Основное действие фильма «Время, вперед!» предварялось надписью, следующей за словами о строительстве гиганта в Уральской области: «Там, где полтора года назад была голая степь»,- фраза принадлежит Катаеву. Но: «голая степь» - пустынная местность! - пространство кинорежиссуры Михаила Швейцера, его постоянная метафора, правда, на сей раз в необычной трансформации и в протяженности равновеликой сюжету. На всех этапах действия фильма в поле зрения оказывается бывшая нежить, здесь расстилалась нравственная пустыня - ни добра в ней не было, ни зла, ибо не было человека, а сейчас мы видим разверстые котлованы, отвалы земли, бараки строителей, подъездные пути, жизнь пришла сюда, и с нею - непокой человеческого бытия, мечты о будущем и первые, «сегодняшние» на время просмотра картины - шаги в завтрашний день. Пришла и разом охватила степное пространство настоятельнейшая необходимость в немедленной нравственной оценке происходящего.








Роскультура - rus