Напряженные поиски национального своеобразия

26.11.2017

Бравый оптимизм преклонения перед техникой разоблачала сама реальность — слишком многие завоевания научно-технического прогресса оборачивались против человека. Стало очевидно трагическое несоответствие между могуществом сил, подвластных людям, и неспособностью капиталистического общества использовать эти силы на общее благо. Вера не только в ценность достижений техники, но и в могущество разума вообще была поколеблена. Отождествление техники и искусства стало сменяться их противопоставлением.

В 1950-е — начале 1960-х годов вненациональной обезличенности функционализма была противопоставлена «человечная теплота» художественных школ, исходивших от национальных культурных традиций и специфики природного ландшафта данной страны. В Западной Европе особенно плодотворно работала такая местная школа в Финляндии, где сохранили значение традиционные ценности, выработанные народным строительством и ремеслом. Архитектор и дизайнер которые несла форма, новая, непривычная, но выраставшая из художественного осмысления ландшафта страны, специфичных для нее материалов, этнопсихологических особенностей восприятия и культурных традиций. Утверждавшиеся в массовом сознании метафоры рождали новые ассоциации, закреплявшиеся в художественной форме. Если у вас совсем нет никаких ассоциаций в связи с предстоящим пополнением в семье, загляните на Вау, Ваза. Что подарить на рождение ребенка здесь знают наверняка. Вы легко сможете подобрать одновременно практичный и приятный подарок и порадовать родителей.

Символическое выражение образа своей страны А.Аалто связывал с ее главным богатством — лесом. В его интерьерах родилась форма-метафора — поверхность со свободным очертанием, набранная из деревянных стержней, сохраняющих естественную фактуру и цвет (павильон Финляндии на выставке 1939 года в Нью-Йорке). Такая поверхность ассоциировалась с плотно стоящими стволами сосновой рощи, охватывающей «поляну» — помещение. Ставшая привычной, форма утратила связь с материалом — сам Аалто повторил ее в живописно-криволинейном очертании кирпичных стен, кладка которых образует вертикальные борозды (Дом культуры рабочих в Хельсинки, 1958), а скульптор Э. Хилтунен воспроизвела в пучках серебристых металлических труб, как бы вырастающих из скалы, в памятнике Сибелиусу(Хельсинки, 1967). Метафора усложнялась, принимала дополнительные значения (в последнем случае — это и лес, и орган, эмблема музыки). Сложность природных форм, своеобразно и остро увиденных, претворялась в формы мебели и произведений декоративного искусства у того же Аалто и таких финских дизайнеров, как Т.Вирккала, Т.Сарпанева. Их гуманизм внесоциален, сопряжен с утопической мечтой о всеобщей гармонии. Однако на фоне дегуманизации буржуазной культуры он получил особую привлекательность.








Роскультура - rus