Эпоха Каролингов

12.08.2018

Близок по духу образам каролингского возрождения сделанный из золота и позолоченного серебра четырехсторонний оклад алтаря (палиотто) в церкви Сайт Амброджо в Милане (около 840), который первоначально украшал гробницу святого Амвросия. Он был исполнен мастером Вольвинусом по заказу епископа Ангиль- берта (824-859). Автор рельефов знал позднеантичные и раннехристианские памятники, был знаком с работами византийцев, а также мастеров Тура. В центре лицевой стороны восседает на троне Христос в мандорле. Фигура вписана в круг, от которого отходят рукава креста, где помещены символы евангелистов, в квадратах по углам - апостолы. С каждой стороны от этой композиции - по шесть рельефов с новозаветными сценами. На торцах ангелы поклоняются кресту. Оборотную сторону занимают сцены жития Амвросия Медиоланского, рельефы с изображением архангелов Михаила и Гавриила и посвятительная сцена (Ангильберт передает палиотто Амвросию).

Эпоха Каролингов была программным обращеним к античному наследию. Однако, затронув лишь самые верхние слои каролингского общества, это стремление не породило необходимого синтеза древних и новых элементов. Говорить о стиле в широком понимании слова по отношению к этой эпохе раннего Средневековья вряд ли правомерно. Своеобразие, в том числе и стилистическое, безусловно, можно отметить, но лишь по отношению к отдельным регионам, культурным центрам и мастерским. Вместе с тем эпоха Каролингов важна для становления мировоззрения средневековой Европы, ее художественной системы, стилистического своеобразия западного искусства, основы которого были заложены в это время. На пороге поворота европейской культуры к новому этапу своего развития предстает искусство Оттонов, предваряющее уже романтику. Именно теперь складываются большие европейские регионы, обладающие государственным и этническим своеобразием, и одновременно становится наиболее интенсивным обмен художественными идеями, который приводит и к формированию общеевропейского стиля. Собрались в поход? Возьмите с собой пылезащитные телефоны. Они будут как нельзя кстати.

Из всех прилагаемых к ней названий - доисторическая, примитивная, архаическая, первобытная - пожалуй, два последних определения приближаются к постижению ее смысла. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром, видимым и невидимым, проявляет себя человек от раннего этапа своего существования до наделения его способностью творить, хотя эту способность он обрел весьма рано.








Роскультура - rus