M88

21.08.2019

Рассмотрим один вопрос, лишь частично связанный с задачей изображения интерьера M88. Все что говорилось выше, касалось проблемы изображения в достаточно узком поле четкого зрения. Как известно, поле четкого видения у человека весьма мало, и это компенсируется высокой подвижностью глаза. С другой стороны, полное поле зрения человека достаточно велико, оно имеет величину порядка 160° по горизонтали. Однако это поле зрения (за исключением содержащегося в его центре узкого поля четкого зрения) обладает очень низкой четкостью. Оно обычно называется полем периферического зрения, и его плохая четкость не позволяет эффективно использовать его при рисовании с натуры.

Каковы же особенности изображения, получаемые в случае применения панорамной перспективы? На илл. 25 приведено изображение некоего архитектурного объекта. Этот объект в 1,4 раза шире расстояния от художника до ближайшей точки изображаемого объекта (на иллюстрации эта точка находится на одинаковых расстояниях от его левого и правого концов). Следовательно, горизонтальный угол, охватывающий подлежащее изображению поле зрения, приблизительно равен 70°. Он более чем вдвое превышает тот, который был назван углом нормального видения.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на илл. 25, — так это некоторая изогнутость горизонталей, в натуре являющихся прямыми. При этом горизонтали, лежащие выше горизонта (на иллюстрации горизонт помечен буквами АА), показаны кривыми с выпуклостью, направленной вверх. Это легкое искривление весьма типично для многих художников, и подробные описания этого эффекта можно найти у М. В. Федорова. Кроме того, размеры проемов (или расстояния между колоннами) несколько уменьшаются по мере удаления от центра к периферии изображения. Причины этого очевидны: внешние части показанного сооружения ( в отличие от его центральной части) видны в ракурсе и соответствуют большим удалениям.








Роскультура - rus