Мнение
автор Алексей Попов

Фондохранилище модернизирует экономику

17.08.2011 | Музеи | 

Где музеям хранить экспонаты? В запасниках, естественно, но места там катастрофически не хватает. Это беда почти всех российских музеев, больших и маленьких. Да и те хранилища, что есть сегодня, часто бывают с трудом приспособленными (и совсем неприспособленными) помещениями – подвалами, чердаками, обычными комнатами с окнами на солнечную сторону, где невозможно поддерживать нужные влажность и температуру. А малым музеям надеяться и вовсе не на что: кто же им выделит деньги на строительство новых помещений? Ведь многие учреждения культуры из областных превратились в муниципальные, а местной власти едва хватает денег на зарплаты бюджетникам и подготовку к зиме.

Ленинградская область оказалась счастливее других. Здесь несколько лет вызревал и рождался проект большого Многофункционального музейного центра площадью около 10 тысяч кв. м с общим хранилищем для всех 28 музеев региона. Такого депозитария пока больше нет нигде, даже за рубежом (за исключением, кажется, Голландии и США, да и там – не прямые аналоги ленинградскому нововведению).

Поначалу предполагалось, что деньги на проект выделят областной бюджет и Министерство культуры. Но им удалось убедить в необходимости такого начинания Всемирный банк, который продвигает идею «культурного коридора» между Москвой и Петербургом – сохранения, реставрации и использования памятников в Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областях, которые помогут и экономическому развитию территорий. Банк выделяет на это большие по российским меркам средства, причем на основе конкурсов, проведенных по европейским правилам, так что на сторону миллионы не уйдут и «откатов» не будет.

Мы писали о разработке этой идеи давно (http://www.rosculture.ru/opinion/item1231/), но от первых шагов до принципиального решения, принятого только в конце июня, прошло четыре года.

«В отличие от многих регионов, Ленобласть взяла на себя труд сохранить управляемость музейных коллекций: все музеи остались региональными, поэтому коллекциями может управлять областной Комитет по культуре, – поясняет начальник отдела господдержки культуры, искусства и народного творчества областного Комитета по культуре Татьяна Балт. – Кроме того, у нас с 2007 года введена автоматизированная система учета музейных коллекций. Вскоре появится государственный каталог по Ленинградской области. Зарубежные эксперты хвалили нас: в области в автоматизированную систему «КАМИС» (ею охвачены все музеи области) введено около 70% коллекций. Такого нет нигде в России. Я давно работаю, поэтому помню и знаю, что и где лежит в музеях – даже на какой полке. Но приходят новые сотрудники – и не знают, где что ценное имеется и из чего можно сделать выставку. Проехать по каждому из 28 музеев и пересмотреть все невозможно. А когда есть поисковый ресурс, сразу ясно, где, например, хранится мебель XIX века, в каком она состоянии». Можно сделать и виртуальные выставки, и виртуальный краеведческий музей (обычного краеведческого музея в области нет). Человек заходит на сайт – и видит всю историю региона, хотя физически предметы расположены в разных музеях: одни в Кингисеппском, другие в Староладожском».

Но Музейный центр будет не просто хранилищем экспонатов. Здесь появятся и реставрационные мастерские для работ по тканям, металлу, живописи, графике. В Санкт-Петербурге – сильная школа музейных реставраторов, и появление такого Центра рядом с городом поможет привлечь мастеров для работы по всему Северо-Западу России. Будут созданы образовательные классы для занятий с музейными коллекциями, помещения для лектория, проведения конференций, библиотека с читальным залом, компьютерный зал с возможностью выхода в Интернет.

И сами выставки можно будет экспонировать в разных музеях, даже за рубежом. Привлеченные Всемирным банком эксперты подсказали: в Центре должна быть мастерская для производства дорожной упаковки экспонатов и выставочного оборудования. До сих пор за такими услугами областные музеи обращались в Эрмитаж, где есть такая мастерская. А теперь будет своя. Она, как и реставрация, и экспонирование раритетов за границей, сможет принести доход музеям и отчасти окупить расходы на работу Центра.

Кстати, сравнение будущего Центра с таким же многофункциональным хранилищем Эрмитажа в Старой Деревне в Петербурге вполне уместно: они схожи и по задачам, и по технической новизне оборудования, и по возможности обеспечить доступ посетителей в открытые фонды. Хотя областной Музейный центр ориентирован на еще более широкие образовательные программы.

В Центре запланированы и многие вспомогательные функции, которых обычно лишены провинциальные музеи, вроде дезкамер для обработки экспонатов, пострадавших от биологических «атак». Например, нужно вытравить жучка из старых икон. После обработки газами вещь некоторое время «фонит» и должна где-то отстояться: это вредная для человека технология, поэтому такие приспособления будут размещаться в здании отдельным блоком.

И все же площадей Центра на все музеи не хватит, и область хотела бы построить еще одно хранилище. Сегодня музеям не хватает больше 50% площадей.

Для Многофункционального центра уже выбран участок в Приютине, под Всеволожском, неподалеку от усадьбы Алексея Оленина, в которой прежде бывали Пушкин, Жуковский, Вяземский, а теперь разместился литературно-художественный музей.

На кастинге возможных подрядчиков (такой порядок отбора действует в Европе) заявили о себе около 20 фирм, в том числе семь зарубежных. Первый камень будет заложен через год, когда завершится разработка проекта. К 2015 году здание должно быть построено. Всемирный банк дает на это около 35 миллионов долларов, но будет контролировать каждый шаг.

«Действительно, культура – отрасль экономики. Она должна зарабатывать деньги. Не просто проедать их или обслуживать идеологию, как в советские времена. Это действительно должно быть что-то инновационное, – подытоживает Татьяна Балт. – Конечно, полностью самоокупаемым не может быть даже музей-заповедник “Петергоф” с его огромной посещаемостью. Но Музейный центр в Приютине будет зарабатывать деньги. Хотя впрямую об этом вопрос не ставился. Он ставился иначе: проект сохранения и использования культурного наследия должен работать на развитие региона и муниципалитета. Необходимость такого подхода теперь понимают и в России. В Ульяновске в сентябре пройдет международный конгресс “Культура как ресурс модернизации”. Наш международный проект выдержан в том же ключе».

Василий КОГАЛОВСКИЙ 

Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus