Мнение
фото предоставлено автором публикации

«Помогаем тем, кто будет востребован»

03.11.2011 | Музыка | 

Несколько месяцев назад Санкт-Петербургский Дом музыки перевернул представление о том, что такое прямая трансляция. Он впервые в России показал на интернет-канале Мариинского театра не концерт и не оперу, но мастер-классы для молодых музыкантов. Правда, дело того стоило: занятия вели знаменитые пианисты Николай Петров и Дмитрий Башкиров. А вообще мастер-классы ведущих исполнителей проходят в зале Дома музыки регулярно. Потому что его основная работа – содействие молодым музыкантам.

Дом музыки появился в Петербурге пять с половиной лет назад по инициативе виолончелиста и дирижера Сергея Ролдугина. Перед новым учреждением была поставлена задача развивать классическое музыкальное искусство, поддерживать исполнительские традиции, готовить молодых музыкантов в возрасте от 16 до 30 лет к международным конкурсам и фестивалям. С самого начала были охвачены талантливые исполнители не только Петербурга, но всей страны. В Москве, Петербурге, волжских городах, в Кавказских Минеральных Водах молодые музыканты за эти годы дали несколько сотен концертов. В октябре такие выступления прошли в Астрахани, Тольятти и Самаре, в ноябре ожидаются в Волгограде, Ульяновске, Ярославле и Костроме.

А в Петербургский Дом музыки на Мойке пианисты, струнники, духовики приезжают на прослушивания и мастер-классы. Именно мастер-классы предшествуют таким сериям концертов.

«Мы общаемся, не побоюсь этого слова, с ведущими музыкальными педагогами мира и, как правило, сталкиваемся с русскоговорящими людьми. Мастер-классы проходят регулярно. Не бывает такого, чтобы педагог приехал, всех очаровал, но больше мы его не видели. Стараемся превратить эту штучную работу в рутинную, в хорошем смысле слова», – говорит художественный руководитель Дома музыки Сергей Ролдугин.

На эти открытые для публики занятия приходит по нескольку десятков учеников музыкальных школ, их педагоги, родители. И даже состоявшиеся музыканты. На занятиях Давида Герингаса была вся виолончельная группа Мариинского театра.

Проезд и проживание в Питере Дом музыки оплачивает не только молодому музыканту, но и его педагогу. Разве только справки о прослушанных курсах не дает, но, возможно, так и выстраивается альтернатива прежней системе повышения квалификации в культуре. А педагогов, сотрудничающих с домом музыки, эта организация направляет в регионы – проводить мастер-классы там.

При этом мастер-классы бесплатны для участников, хотя по всему миру устраиваются сотни аналогичных занятий по довольно высоким ценам – и с самым неопределенным результатом для музыкантов. Сергей Ролдугин объясняет: «У нас разные задачи. Там – экономическая: привлечь кого-то, “срубить денег” и на этом прославиться. А у нас – государственная. Нас поддерживают и государство, и благотворители. Причем такие, перед которыми мне было бы неудобно. Я отвечаю за каждую копейку, которую мне дают. Когда мы приглашаем профессоров, мы их привозим, селим, кормим и платим тот гонорар, за который они с удовольствием сюда возвращаются. Я отвечаю за каждого молодого музыканта, в которого мы вложили средства. Мы работаем просто на государство. Хотим поднять престиж, музыкальную славу страны.

Мы участвовали во всем, начиная с предоставления инструментов. Я просил министра, чтобы скрипачам дали коллекционные инструменты. В Германии такую возможность музыкантам обеспечивают банки. Никто не может купить инструмент за 6–7 миллионов евро, но ребята играют. Возникает целый комплекс проблем, в том числе со страховками: у нас это не отработано. Мы работаем и в этом направлении. Обеспечить музыкантами инструментарий, условия, концертную практику перед конкурсами. Иначе молодой исполнитель на конкурсе первый раз окажется перед оркестром. Он не знает, откуда дунет фагот и как вступят скрипки… Мы даем ему возможность выступить».

Главной проверкой для молодых исполнителей становятся именно эти общедоступные, в отличие от училищных и консерваторских, концерты: публику не обманешь. Через программы Дома музыки прошли молодые музыканты, имена которых теперь на слуху: Алена Баева, Сергей Антонов, Александр Бузлов, Мирослав Култышев. Им помогают даже сегодня, например в организации концертов в России и за границей, хотя, например, на выступления Култышева петербургские меломаны идут всегда, и билеты неизменно бывают проданы, зал полон. Алена Баева работает с оркестром Юрия Башмета и тоже очень популярна. Несколько участников программ Дома музыки стали лауреатами и победителями последнего конкурса Чайковского.

О пользе музыкальных конкурсов сегодня много спорят, но сегодня они оказались для многих одаренных исполнителей кратчайшим путем к успешной карьере, а потому и Дом музыки вынужден ориентироваться на эти «состязания». Сергей Ролдугин уточняет: «Мы должны угадать, кто настоящий, а не кто прибежал первым в эту минуту. У нас есть талантливый, но очень неровный музыкант. На конкурсе он дошел до третьего тура, но ничего не получил, хотя очень интересен. Мы продолжаем с ним работать – и оказываемся правы: он востребован. Мы смотрим, кто будет востребован, – и помогаем им».

Денег, которые выделяет Дому музыки федеральный бюджет, не хватает. К проектам приходится привлекать спонсоров. И ежегодно отчитываться перед ними – и спорить о структуре расходов, доказывая свою правоту. Именно благотворители дают деньги на проезд и проживание молодых талантов и их педагогов – и еще платят за молодых музыкантов, получивших от пожертвований «выгоду» подоходный налог. Не будь этой помощи, мало кто смог бы приехать на мастер-классы. Ведь проезд виолончелиста с педагогом и инструментом в Петербург из Ростова-на-Дону или Екатеринбурга и обратно стоит 30 тысяч рублей.

«Дом музыки ушел от практики расклеивания афиш. Это очень дорого, – говорит заместитель генерального директора Дома музыки Мария Ханько. – Нанять оркестр и площадку стоит столько же, сколько развесить афиши об этом концерте. Ведь заработать деньги на зрителях – не наша задача. Мы сейчас меньше тратим на рекламу, но знаем, что из 400 мест в зале дворца Белосельских-Белозерских 200 гарантированно будут заняты. Дети из музыкальных школ с родителями могут прийти на концерты бесплатно. Высылаем на каждый концерт афиши в музыкальные школы. Но мы столкнулись с тем, что музыкальным школам организовывать это неинтересно: никто в них выгоды от этого не получает. Только что в двух музыкальных школах на звонки нашего администратора ответили матом! Мы взяли на себя функции городского комитета по культуре, в ведении которого находятся музыкальные школы. Именно он должен договариваться с концертными площадками о бесплатных билетах и отдавать их в музыкальные школы. Но не делает этого. А когда мы сами бесплатно предлагаем, получаем такую реакцию: “отвяжитесь, мы не хотим этим заниматься”. Мы все равно делаем эту работу, и дети с родителями приходят очень довольными. Они понимают на концертах, к чему надо стремиться. Но это стоит больших сил и моральных затрат. Нам приходится уговаривать прийти на концерт лучших российских исполнителей бесплатно! Хотя можно пустить билеты в продажу по тысяче рублей и ни о чем не думать».

Похожей работой в Москве занимается Фонд Владимира Спивакова – он тоже помогает юным талантам. Неудивительно, что Фонд и Дом музыки тесно сотрудничают.

А сам Сергей Ролдугин, которому на днях исполнилось 60 лет, продолжает концертировать, дирижировать, вести класс в консерватории. «Конечно, это тяжело. Но тяжелее всего лежать на диване и ничего не делать. А это жизнь, жить интересно», – говорит он. Его работа не остается незамеченной: только что руководителю Дома музыки президент России вручил орден Почета.

Василий КОГАЛОВСКИЙ

Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus