Мнение
автор фото pzAxe

Одновременность

23.02.2010 | История | 
У нас есть бытовое понимание исторического движения как некоторого пути, где мы находимся в определенной точке; сзади – неисчерпаемое прошлое, впереди – смутное и тревожное будущее. Путь – после ХХ века это особенно очевидно – не то чтобы ведет вперед и вверх; он сам по себе довольно извилист и ухабист. И все же есть некоторая последовательность обновлений.
Рабовладение – потом феодализм – потом капитализм – потом возможны варианты. Кареты сменяются автомобилями, дирижабли – самолетами. Мы живем в эпоху быстрого Интернета, рутинных космических полетов, глобального фастфуда. Так? И да, и нет.

Если выехать из Москвы не в герметичном экспрессе, а в рейсовом автобусе и просто смотреть в окно – начинаешь потихоньку проваливаться в недавно ушедшие эпохи. Вот мелькают «ЛиАзы», уже вроде бы вышедшие из употребления. Вот – среди новья – образцовое советское сельпо. Вот вылезают из тачки вполне типичные братки, вроде бы оставшиеся в девяностых. А вот заходят в автобус колхозники…

Кстати о деревне. Судя по информации в Интернете, такой овощ, как кабачки появился в России в ХIХ веке. Но – знаю по собственному опыту – далеко не везде. Мой тесть выращивал кабачки на своем огороде в деревне под Ульяновском 15 лет назад и пробовал угостить этим овощем соседей. Те скормили неизвестный плод свиньям. И, вероятно, по сей день существуют в докабачковую эпоху. Что говорить о быстром Интернете… На всю деревню было три телефона. И это, заметьте, не тайга, на просторах которой медленно и неохотно меняются лишь марки винтовок.

Новое – что бы оно ни было: средство связи, транспорта, мощное лекарство, идея, - появившись, распространяется по Земле не мгновенно, а постепенно завоевывает территорию. Так и старое – отступает с боями, но не исчезает совсем.

Излечима ли болезнь, с которой справляются, например, в одной клинике в Швейцарии за $30.000? Вопрос чисто терминологический; как бы мы с вами ни решили, для одних – да, для большинства – нет. Заметим, что такое двойное бытие хорошо соответствует реалиям сказки: Что – и ничего нельзя поделать? – Не то чтоб уж, батюшка, совсем ничего. Есть за морем колдун – он бы твоей дочке помог. Собери ему даров богатых (на $30.000), садись на (ковер-)самолет – и дуй поскорее за моря и горы. Ровно так и происходит.

Примерно половина человечества (если не больше) не в курсе, что философский камень найден: ядерная физика в состоянии превратить практически любой элемент в золото. Экспериментально доказан парадокс близнецов из теории относительности Эйнштейна. Одной ногой жители планеты нащупывают фантастическое будущее. Миллиардами же ног они стоят - не в настоящем, а в разнообразном прошлом. Разве что не высекают огонь кремнем и не кушают человечину. И то за всех отвечать не возьмусь.

Думаю, в 2010 году для большинства очевидна экономическая несостоятельность социализма. Напомню, что он в эпоху нэпа сосуществовал рядом с буржуазной стихией, правда, долго не выдержал. И дальше он продолжался параллельно с рабовладением ГУЛАГа и феодализмом – старшее поколение еще помнит эпоху, когда у колхозников не было паспортов. И лишь во времена Никиты Хрущева было ограничено рабовладение в государственных масштабах, и отменены некоторые черты феодализма, колхозники получили паспорта и пенсию. Причем все это происходило одновременно. 

Казалось бы – есть некоторые идеи, настолько опороченные историей, что у человечества должен был выработаться своеобразный иммунитет. Например, фашизм, вообще комплекс национального превосходства, коммунизм, стремление к мировому господству. Он выработался. Он укоренен в культуре – в книгах, в фильмах, в учебниках. Подчас – вплоть до уголовного законодательства. Но отдельный незрелый мозг вполне может проскользнуть мимо учебника. 

Идеи не умирают раз и навсегда. Чтобы осознать их смерть, надо либо обладать исторической культурой, либо вместе с ними пройти мучительный путь разочарования и стыда. Читая свидетельства эпохи русской революции, мы с вами охотно понимаем ошибки Блока, Пастернака и других великих художников и совестливых людей. Большое видится на расстоянии; нам легко судить из ХХI века – и то возможны варианты. Что же можно было разобрать, находясь в сердцевине тайфуна? Ситуация меняется, когда мы читаем дневниковые записи Бунина. Ему для адекватной оценки достаточно «исторической дистанции» в несколько часов – и через тридцать лет он может позволить себе роскошь не уточнять ни слова. Разгадка дара мгновенного анализа Бунина – в глубокой исторической культуре. Он сумел – только через чтение источников, разумеется, - впитать отвратительный опыт кровавой французской революции 1793 года – и в 1919 году наблюдал вокруг себя не абсолютно новое, а хорошо знакомое. А вот для гопника все впервые. Все поделить, например. Или насчет избранного народа-богоносца.

Вокруг нас с вами – языческие идолы; ведьмы, маги, целители, ясновидящие, сомнительные пророки, декабристы, народовольцы, эсеры… Что касается информации, скажем коротко – нет такой ахинеи, которая не была бы сформулирована в первобытном хаосе Интернета. Проверьте: смастерите образец клинического бреда и вбейте в поисковую систему. Всё = ничего. В этом одновременном многообразии есть и что-то забавное. Но все-таки, наверное, надо учиться недоверчивости, нарабатывать привычку отшелушивать: явную ложь, передержки, логические несостыковки, пропаганду. И как-то усваивать исторический опыт, чтобы наши отдельные ошибки не складывались в нечто более серьезное.  

Леонид КОСТЮКОВ

Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus