Мнение
Изображение взято с сайта dozor.kharkov.ua

Между миссией и рублем

26.05.2010 | Музыка | 

В тот весенний день, когда филармонические учреждения начинают продажу абонементов на предстоящий сезон, самые преданные питерские меломаны занимают очередь в кассу с рассветом.

Едва начинает работать метро, а стрелки часов на башне бывшей городской Думы, что на Невском проспекте, потягиваются, выполняя вертикальную стойку, и куранты беззвучно отбивают шесть ударов, возле Большого зала филармонии появляются первые фигуры пожилых людей. Они прекрасно знают: касса откроется только в одиннадцать, но, чтобы купить недорогие абонементы на хорошие места, нужно прийти загодя. К тому же такова традиция. Не нарушена она и в этом году. Спустя несколько дней в дирекцию приходят опоздавшие и громко возмущаются: «Как это – абонементы уже кончились?» Это тоже традиция. На самом деле они еще есть и будут продаваться долго, но уже «не те», а «те» и вправду разобраны. В первый день меломаны обычно покупают около пятисот абонементов в Большой зал, впрочем, многие берут по два сразу – на разные программы.

Но в последние годы билеты и абонементы стали не только средством приобщения горожан к классической музыке: теперь они признаны еще и товаром. И репертуарная политика все больше зависит от того, за что слушатели готовы платить, а на что не очень рвутся.

Самые востребованные абонементы – на самую традиционную для филармоний музыку: романтическую. Их всегда требуется в полтора–два, а то и три раза больше, чем на другие программы. Популярен абонемент «Концерты для всей семьи» с самыми известными симфоническими произведениями XVIII–XIX веков: места уже разобраны полностью.

Зато интерес к новому циклу «Духовная музыка. Каноны и апокрифы», как и к продолжению малеровской программы, минимален. Абонементов, посвященных музыке нынешних композиторов, нет совсем. «На фестивали современной музыки люди приходят только по бесплатным билетам: никто не покупает. Это беда, это ужасно, но это факт, и с ним надо считаться, – сетует заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии Ирина Родионова. – Мы включаем современную музыку в абонементы, но не делаем для нее некоей резервации, чтобы не обречь ее на провал». В прошлые годы была попытка ввести такой абонемент, но им заинтересовались только два слушателя. И все же в новом сезоне в Филармонии пройдет 13 российских премьер и 7 зарубежных, в основном композиторов XX века, в том числе – первое в России исполнение кантаты Луиджи Ноно «Прерванная песня».

Филармоническая аудитория стареет, и приходится всерьез думать о будущем. Идущие третий сезон «Концерты во фраках и джинсах» были задуманы ради привлечения новых слушателей. На их глазах пройдет, к примеру, настоящая репетиция «Репетиции оркестра» Нино Роты, после которой оркестр сыграет произведение еще раз, набело.

Любопытно, что в Академической капелле с неравномерной продажей абонементов не сталкиваются. Нет и такого, чтобы на одни программы был аншлаг, а на другие – провал. Больше того, слушателям предложили абонемент «На ваш выбор»: его можно составить из любых концертов любых программ. Пока это эксперимент. Но заместителя директора Федора Романова не смущает, что зрители выберут определенные концерты и пренебрегут другими: «Мы смотрим, что они выбирают. Это для нас – дополнительная информация при составлении абонементов следующих сезонов, инструмент взаимодействия со зрителем»

В Филармонии смотрят на этот опыт иначе. «У нас выбрать нельзя. Вот есть товар: абонемент №1, целиком – ну почему из него надо что-то выдирать? Раз уж человек купил абонемент, пусть ходит на эти концерты, чтобы восприятие было целостным и он мог для себя что-то вынести», – говорит директор Большого зала Игорь Наумов.

Но и руководство Капеллы полагает, что сегодняшние интересы публики нужно сочетать с миссией музыкального учреждения. «Мы стараемся не поддаваться давлению зрителей, а предлагать программы, построенные таким образом, чтобы они вызывали интерес, – объясняет Федор Романов. – У нас есть абонемент, представляющий все симфонические произведения Бетховена; в прошлом сезоне отдельный абонемент был посвящен Чайковскому, он очень востребован. Я думаю, с Бетховеном будет то же самое. За классику, проверенные ценности, зритель голосует рублем. А центральным событием сезона была премьера оратории Листа «Христос». В России она исполнялась всего один раз. Мы ищем произведения, которые по тем или иным причинам не исполнялись и могут вызвать дополнительный зрительский интерес». Современные авторы, например, Слонимский и Тищенко, тоже попадают в концертные программы. А теперь в списке абонементов появилась и «Лаборатория симфоjazz’а».

Капелла предлагает 12 абонементных программ, а два зала Филармонии – 23. Но даже в сумме это меньше, чем в одной только Свердловской филармонии, где их 39. «Влияние публики на содержание и состав абонементов безусловно сказывается, и в разных формах – от “голосования рублем” до реализованных пожеланий, – не скрывает заместитель директора Свердловской филармонии Елена Вадовская. – Так, в свое время были “сняты с производства” не востребованные слушателями серии народных инструментов и хоровые программы. По “сигналам” рынка вводились серии романса, этномузыки и совместный проект с Московской филармонией “Сказки с оркестром”, образовательная серия Уральского филармонического оркестра для состоятельной аудитории. Сегодня в соответствии с реакцией аудитории одна часть этих “продуктов” сохраняется, другая снята или трансформирована. Не подвержены изменениям всего несколько стратегических абонементных серий – концерты главного дирижера и программы современной музыки, а еще обусловленные миссией Филармонии программы ансамблевого исполнительства и дирижерского искусства с участием приглашенных дирижеров».
Цифры говорят сами за себя: продажа абонементов с каждым годом растет, обещая концертным организациям связи со слушателями на много лет вперед. Но это – работа на разрыв: разрыв между миссией и товаром, между почтением к старым, но бедным ценителям и ставкой на преуспевающих бизнесменов, впервые являющихся в концертный зал. Поиски равновесия между этими началами – тоже искусство.

Василий КОГАЛОВСКИЙ


Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus