Юбилей как повод к реставрации
28.07.2010 | Архитектура |
Юбилей города, как это принято в последние десятилетия, – это народные гулянья, фейерверк, карнавал, большая торговля маленькими сувенирами. Но трехсотлетие Царского Села, нынешнего Пушкина, примечательно было прежде всего завершением реставрации десятков архитектурных памятников. Хотя на самом деле многие работы только начинаются и будут длиться годами. С домовой церкви Екатерининского дворца сняты леса – и купола ее, два года реставрационных работ прятавшиеся под навесами, снова блестят золотом. Воссоздан и почти километровый фасад самого дворца со стороны плаца – того, что за знаменитой решеткой. Во дворце полностью реставрированы Тронный и Арабесковый залы. А в соседнем, Александровском дворце (в отличие от парадного Екатерининского он на протяжении десятилетий и был настоящей резиденцией императорской семьи) впервые за всю послевоенную историю открылись три зала парадной анфилады: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостиная. Еще недавно их – и добрую половину здания – занимал НИИ ВМФ. Но в конце прошлого года он съехал отсюда. Александровский дворец изменился даже внешне. Прежде запущенный, с обшарпанными стенами, он заново оштукатурен и выглядит действительно дворцом. Но реставрация всех его помещений может занять десятилетия. Музейщики хорошо понимают, что после юбилея финансирование уменьшится, и хорошо, если удастся открывать по одному-два зала в год.
Но чем дальше от центра Пушкина, тем менее оптимистичной выглядит картина. Баболовский парк, через который по прямой просеке можно выйти от окраины города к дворцам, заброшен. Нашлась фирма, которая хочет разместить здесь поля своего гольф-клуба. Местные краеведы опасаются, что, если инвестор возьмется за дело, на трети территории парка начнется большая рубка, а сам он окажется закрытым для жителей. Впрочем, проект до сих пор не утвержден.
Архитектурные споры в Пушкине возникали и накануне юбилея. Поводов много. К школе искусств, бывшей Мариинской женской гимназии, где некогда училась Анна Ахматова, пристроен новый корпус. Его называют подарком городу к юбилею. Формально новое здание вписывается и по высотности, и по всем иным ограничениям в жесткие рамки, заданные петербургским Комитетом по охране памятников. Но сторонники защиты исторической среды разочарованы: плоский фасад с огромными окнами оказался в вопиющем противоречии с обликом соседних старинных зданий.
Пройдет юбилейный год – и бюджетные средства на реставрацию царскосельских памятников резко сократятся. Многие из них рискуют так и остаться в своем нынешнем положении на многие годы. К примеру, императорский вокзал, пришедший в плачевное состояние, и Федоровский военный городок (хотя его и планировали сделать резиденцией патриарха). И все же без юбилея были бы реставрированы не 112 памятников, а единицы, в лучшем случае – десятки. Да и поновленные фасады, и залатанные к празднику крыши – благо для любого города, особенно исторического: и жить надо, и перед туристами неловко. Василий КОГАЛОВСКИЙ
|