Мнение
Кукла авторства Камиллы Меестерс

Некукольные художества

18.08.2010 | Ремесла | 

Выставкой коллекционных авторских кукол сейчас сложно удивить. Несмотря на то, что практически в каждом буклете к такой выставке есть фраза: «Авторская кукла стала популярной в России совсем недавно», – популярность эта очевидна. По крайней мере и музеи, и галереи, стремящиеся к званию «художественные», хотя им больше подошло бы определение «сувенирные», охотно предоставляют свои выставочные площади для стеллажей с игрушечными красавцами и красавицами. Утверждение «чем старше мы становимся, тем дороже у нас игрушки», вполне можно отнести к нынешнему массовому кукольному увлечению. Авторская кукла может быть и хобби, и развлечением, и полноправным художественным жанром, и вложением капитала. Однако сейчас хочется поговорить о коллекционной авторской кукле с профессиональной точки зрения – как о возможности творить и способности зарабатывать.

Многие дискуссии о художественности авторской куклы упираются в то, что на защитах диссертаций называют «несогласованием понятийного аппарата». Коллекционная, авторская и художественная кукла может быть одним и тем же предметом. Но может и не быть. Разница проста. Коллекционная кукла – это такая кукла, которой не играют. Это первый и главный признак. А дальше возможны варианты: она может быть авторской, может быть фабричной, может быть массовой, может быть художественной, может быть антикварной – какой угодно. Авторская кукла – это кукла, изготовленная автором, и, как правило, в единственном экземпляре, вручную. Она может быть коллекционной, может быть художественной, а может быть и предметом народного промысла, что не умаляет ни ее авторскости, ни ее рукодельности. Художественная кукла, как явствует из названия, несет художественную нагрузку. Теоретически, являясь произведением искусства, она должна вызывать не только эстетический, но и эмоциональный отклик. 

Мы не будем перечислять параметры, по которым коллекционеры определяют стоимость коллекционного продукта. Гораздо интереснее рассмотреть то, что не имеет цены, но самым прямым образом являет нам стоимость, – неуловимое и не поддающееся единой сертификации звание «художественная». 

 Авторская и художественная кукла, будучи коллекционной, безусловно, изготавливается не для песочницы. С другой стороны, вряд ли тот факт, что авторскую куклу невозможно использовать для детских игр, автоматически делает ее предметом искусства. С одной стороны, художественная кукла, как любой объект творческого приложения сил, может стать действительным произведением искусства. С другой стороны, как инструмент «делания денег» она часто остается ремесленной поделкой. И разобраться, где же тут произведение искусства, где честное ремесленничество, а где хитрая халтура, иногда действительно не просто. 

Во всем, что касается декоративно-прикладного искусства, простому зрителю, а иногда и профессионалу, очень сложно отличить честную работу ремесленника от произведения искусства. Но люди честно стараются, а значит, должны быть какие-то четкие критерии, которые помогут определиться даже в этом довольно эфемерном вопросе. Говорить о том, что ремесло не может служить источником подлинного искусства, по меньшей мере неразумно. История живописи знает немало примеров, когда мастер портретного жанра – а нет более ремесленного направления в живописи – оставался в истории искусства. Во времена Веласкеса были и другие портретисты, но именно его помнят даже не самые глубокие знатоки изобразительного искусства, а выражение «вандейковский типаж» стало разговорным. Изготовление авторской куклы напрямую связано с ремесленными навыками. И многие работы вызывают восхищение. Но можно восхищаться мастерством, а можно – талантом. Это принципиально разные вещи. 

Разумеется, не каждая авторская кукла будет художественной. Это и не нужно. И в том, что в магазинах подарков есть большой выбор довольно-таки однообразных, но симпатичных кукол, нет ничего плохого. Неприятности начинаются тогда, когда за художественную куклу пытаются выдать то, что на самом деле ею не является. И такая ситуация имеет отношение не столько к конъюнктуре, сколько к умышленной хитрой халтуре. 

Отличить хитрую халтуру от любой другой работы, казалось бы, легко. А вот доказать, что это является хитрой халтурой, намного сложнее. Потому что автор и продавец таких работ чаще всего ведет дискуссию не на творческой плоскости. Его инструменты – не мастерство и вдохновение, а шепотки в кулуарах и, как ни странно, заказчики. Понятное всегда проще продается. Вместо того, чтобы разбираться в глубинах, проще поверить, что вот это большое в рюшечках – и есть настоящее произведение искусства и образец художественности. Критерии авторской коллекционной куклы в России пока настолько нечеткие, что, пользуясь моментом, некоторые предприимчивые мастера готовы формировать восприятие потребителя в удобном для себя ключе. Художественная ценность живописной и музыкальной попсы всем понятна, а вот кукольная «попсовость» еще только формируется. Но она уже есть. На многих выставках можно увидеть ручную сборку поточного продукта – пользуясь словами классика, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Сегодня еще рано говорить о массовом российском потребителе коллекционной куклы, но критерии вкуса устанавливаются именно сейчас. И, хотя истинно художественная кукла заметно отличается от своих только лишь коллекционных собратьев, сравнивать нам предлагают не с ними. Сравнивать нам предлагают не художественную куклу с нехудожественной, а фабричную с авторской, пластиковую с валяной и так далее и тому подобное. Молоко с валенками, а грейпфрут с самолетом. Под такое сравнение без четких критериев можно подвести все что угодно и назвать художественным все что угодно. Именно это, а не отсутствие мастеров, – главная проблема сегодня.

Дарья БУБНИЕВСКАЯ


Поделиться ссылкой:

Комментарии
Добавить комментарий
Иван Редор | 18.08.2010 | 13:51

класний пост!!! Там есть интересние статьи, может, что то подойдет:

Ответить  
Роскультура - rus