Мнение

Что спасет исторические малые города от забвения и бедности?

06.10.2010 | Архитектура | 

Город Городец Нижегородской области принято называть «древним городом». Действительно, его почти 900-летняя история дает право на подобное определение. И следы долгой жизни здесь также имеются.

Например, земляной оборонительный вал засыпки XIII века. Правда, поверить в былую мощь вала можно, только призвав на помощь воображение да златоустого экскурсовода. Ибо из прежних 15 метров высоты осталось едва пять, а от нескольких километров длины сохранилось лишь два отрезка в пару сотен метров. К тому же, сооружение неумолимо расползается, так как с него периодически срубаются деревья. Умирающие корни не в состоянии удерживать земляную насыпь, как бы та ни была сцементирована минувшими столетиями. Зато освобожденный от поросли вал хорошо просматривается из окон туристических автобусов.

Что еще древнего осталось в Городце? Считается, что дома. Поскольку старинные деревянные постройки естественным образом сгнили, то с гордостью демонстрируются сохранившиеся купеческие особняки. 

Их действительно еще много, разнообразных и достаточно крепких. Строились они из хорошего кирпича, с применением особо прочного раствора, стены — в метр шириной, и потому ни годы, ни климатические условия, ни сотрясения современного строительства их не разрушили и не обезобразили. Почти. Законы времени еще никто не отменял. И старость, пришедшая к этим домам, все же дает о себе знать трещинами, частичным выпадением кладки, осыпью лепных украшений. Огорчительно, но не смертельно. Сегодняшние строительные технологии в состоянии данные дефекты устранить.

Проблема в том, что городецким особнякам нет еще и двухсот лет. То есть древними их назвать никак нельзя. Конец XIX века — это, бесспорно, история, но еще довольно-таки близкая, как по времени, так и по градостроительным формам. Она продолжает комфортно существовать в обликах сотен, если не тысяч, российских городов. И значит, козырной картой Городца стать никак не может. Любой российский турист вправе удивиться: чем вы хвастаетесь? У нас в Перми (Вятке, Ярославле, Лысьве, Прокопьевске est.) подобных архитектурных строений, отражающих эпоху, наберется не меньше.

Что делать, спрашивается? Как властям не упустить нащупанную и уже раскрученную жилу уникальности именно этого места? Как убедить в его древности всех, включая поколение next, проявляющее интерес к объекту в основном тогда, когда его реально можно «пощупать и понюхать»?

Развитая туристическая отрасль способна так пополнить бюджетный кошелек, что о других источниках можно перестать думать. Многочисленные примеры мировых «жемчужин», к которым круглый год устремляются толпы путешественников, свидетельствуют: в открытые шлюзы туризма деньги текут всегда. Отказываться от возможностей данной отрасли — архиглупо, как говорил один политический персонаж.

Как же быть? Как сохранить упрямо ветшающее культурное наследие? Латать дыры, пеклевать щели или… Или, пока не поздно, взять за матрицу все, что осталось в реальности, на бумаге, в памяти, и создать на этой базе «новое-старое» наследие?

Подумав, власти Городца захотели испробовать именно этот путь. Пригласив для совместного осуществления эксперимента представителей крупного бизнеса, местного и неместного.

Решено было, сохраняя первозданный купеческий центр, все находящиеся поодаль (в радиусе примерно трех километров) старые особняки снести. И на их месте возвести район, символизирующий древнерусскую застройку XIII—XV веков. Как раз того времени, которым козыряет город перед туристами, но показать которое не в силах. Причем, это будут жилые дома. Деревянные терема да башни. Предполагается, что выросший впритык с Городцом обширный участок «а-ля рюс» решит проблему не только поступления средств, но и задачу расселения жителей старого фонда.

Вроде как, всем хорошо. Вот только жаль живые покуда купеческие дома. Такие, как на этом снимке. Стены каждого из них, списанного на слом, хранят столько зримых и незримых следов жизни наших предком, что, кажется, уйдет дом и — оборвется живая связь с прошлым. 

Но, как говорил великий Лукреций: «Не гибнет ничто, как будто совсем погибая, так как природа всегда возрождает одно из другого и ничему не дает без смерти другого родиться». И, может, новая застройка на старый лад действительно способна воплотить вожделенную золотую середину между прошедшим и будущим?..

Ксения СОБАКИНА
 


Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus