Мнение
Фото предоставлено автором материалов

Вокалисты все чаще «поют ноты, а не музыку»

14.09.2009 | Музыка | 

В Санкт-Петербурге прошел VII Международный конкурс оперных певцов Елены Образцовой. Он выявил не только талантливых исполнителей, но и, прежде всего, массу проблем, от которых страдают культура и музыкальное образование России и всего мира.

На этом конкурсе никто не получил гран-при: по мнению жюри, среди участников не нашлось безусловно яркой индивидуальности, готовой справиться со всеми сложностями и тонкостями жанра. Уровень нынешнего музыкального состязания ниже, чем в прежние годы, — в этом сходятся и жюри, состоящее из оперных звезд разных стран, и музыкальные критики.

Но это — проблема не отдельного конкурса: исполнительский уровень падает во всем мире. В России тоже. У молодых певцов не отнять вокальной техники, хотя прежнее поколение исполнителей шлифовало ее годами. Но за деревьями конкурсанты не видят леса — духовной составляющей тех опер, арии из которых готовят к конкурсу или поют в оперных театрах. Стиль размывается, вокалисты, по выражению Елены Образцовой, все чаще «поют ноты, а не музыку».

К этому их подталкивает окружение. Менеджеры склоняют к тому, чтобы петь любой репертуар, так что, например, басы форсируют голос и уходят в баритоны. «И долго не живут, — говорит Образцова. — Молодые певцы идут на все, чтобы были деньги, какое-то имя, а через три года их «выбрасывают на помойку». Потому что они соглашаются на все, что им предлагает менеджер. А если он ничего не соображает в этом деле, он их губит. Люди гибнут за металл».

Педагоги не противодействуют этому. Напротив, перегружают воспитанников таким репертуаром, который им не по возрасту, и портят голоса неправильной постановкой. В результате к 30 годам, времени настоящего старта в оперном искусстве, голос и карьера исполнителя бывают загублены.

По мнению певицы, пора устраивать мастер-классы для преподавателей — так мало среди них настоящих профессионалов. Слушать некоторых конкурсантов было испытанием и для жюри, и для публики. Еще хуже пришлось иностранным членам жюри: они-то знают, как на самом деле должен звучать итальянский или французский текст партий, что означает в них каждое слово.

В конце концов Елена Образцова настоятельно предложила конкурсантам всерьез заняться языками. «Это просто ужасающе, из ряда вон, — сказала она. — Члены жюри просто рыдают от того, что они слышат». Баритон Роман Бурденко (он получил первый приз и на этом конкурсе, и на конкурсах Вишневской и имени Лисициана в 2008 году), солист Михайловского театра, понимает это и намерен потратить премиальные деньги на мастер-классы.

«Сейчас, — сказал он, — для меня становятся все важнее знание иностранных языков и выступления за рубежом, возможность заниматься у педагогов, которые преподают за границей. От Михайловского театра я ездил на мастер-классы в Рим, к Ренате Скотто. Это мне очень помогло. И теперь я получил хорошие отзывы итальянской части жюри. Нужно набираться и набираться опыта, чтобы стать настоящим музыкантом».

Роман Бурденко и студентка Московской консерватории Елена Гусева, тоже получившая первую премию, приглашены осенью выступить в Японии, где пройдет концерт лауреатов образцовского конкурса разных лет. Не останутся незамеченными и получившие вторую и третью премии Вера Чеканова, солистка Михайловского театра, Наталья Петрожицкая (ей было адресовано «браво» от самой примадонны) из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, студенты Петербургской консерватории Алексей Лавров и Андрей Жилиховский, японец Коджи Терада.

Вокальных конкурсов в мире теперь много (именно поэтому, как считают организаторы, в этот раз приехало мало европейских певцов). Однако в Петербурге молодые вокалисты могли не только сравнить себя с другими, но и, выступив перед мировыми звездами, получить их оценку. И все же общий уровень вокального искусства ни в России, ни за рубежом это обстоятельство уже не спасает.

Елена Образцова заручилась поддержкой Президента России и предполагает через год открыть в Петербурге международную вокальную музыкальную школу, в которой будут преподавать и проводить мастер-классы специалисты высочайшего класса, в том числе из-за рубежа. «Я тороплюсь, пока живы все эти мастодонты, которые приезжают в жюри, — не скрывает певица. — Мы работали с самыми выдающимися певцами, музыкантами, режиссерами, с лучшими оркестрами. И мы должны передать это новому поколению».

На федеральном уровне принято решение и о государственной поддержке конкурса с нынешнего года. Это позволит организатору — Культурному центру Елены Образцовой — рассчитаться с кредиторами. В условиях кризиса государственно-частное партнерство необходимо для продолжения работы, начатой в более благоприятные годы. Но, как полагает певица, на ситуацию влияют не только деньги: должна измениться вся культурная политика государства, с тем чтобы вечные ценности стали приоритетными.

Василий КОГАЛОВСКИЙ

Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus