Мнение
автор фото Михаил Ворожцов

История и любовь к родине

16.02.2011 | История | 

В нашей стране в различных ее уголках приютилось множество исторических центров. Как они только ни называются: и клубами исторической реконструкции, и историческими объединениями, и центрами живой истории — с различным уровнем сложности аббревиатур. Там молодежь изучает историю, занимается рукоделием и спортом, повышает уровень своего физического, духовного и культурного развития.

Тем временем проблема патриотического воспитания молодежи становится все более острой. Государство ведет активную работу в этом направлении. И исторические центры на местах стараются в нее включиться. Но не эффективнее ли помогать развиваться естественному патриотизму, не заказанному «сверху»?

Давайте разберемся, должны ли исторические центры работать в этом направлении, и если должны, то как.

Наиболее распространенным методом их работы стала реконструкция исторических событий. Историческая реконструкция — это движение, включающее в себя спорт, науку, искусство, ремесло и общественно-культурную деятельность. Вот такое определение исторической реконструкции можно найти в интернет-энциклопедии: «воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников»; «движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса».

Гораздо проще полюбить предмет, если ты его изучил и понял. И для начала реконструкторский центр рассказывает о каком-нибудь периоде русской истории и воплощающих его исторических фигурах. Например, кто такой князь Владимир, кто и когда крестил Русь, кто сказал, что российскому флоту быть... Должна ли на этом этапе проводится патриотическая работа?

Как мне кажется, не должна. Не стоит забывать, что история — это наука. Она должна быть объективной.

Одно дело, когда, читая книги, человек узнает, что слово «дружинник» и «друг» — однокоренные, что «спасибо» — это сокращенное от «Спаси Бог», и начинает понимать, откуда есть пошла русская земля. И совсем другое дело, когда вводится отчетность и контроль над тем, насколько именно патриотичен каждый из центров, а затем дается грант той группе, которая представила наиболее «патриотическую» программу... Такая политика не стимулирует развитие исторических центров, а извращает саму их суть. Мы получаем центры исторического фехтования, живой истории и подобные им организации, которые заявляют о работе с молодежью. Они вынуждены отчитываться о патриотизме, потому что это оправдывает их существование в глазах государства, и либо подгоняют свою деятельность под декларируемую, выполняя бумажную работу, либо насаждают квасной патриотизм, начиная гонения на Запад вместо разговора о фактах нашей истории. Дескать, орда нас захватила и поработила, европейцы считают нас безвольными из-за призвания Рюрика, Константинополь вел захватническую политику, католический Запад разрушал нашу культуру, а Америка вообще ведет холодную войну до сих пор. Все это перемалывается, иллюстрируется историческими фактами...

То есть выживают две структуры: та, которая профессионально врет, и та, которая дает тенденциозную оценку историческим фактам. Но исторический центр должен давать дополнительное образование, а не взращивать в человеке агрессию!

Вовлечение в историю — это невероятно эффективный метод обучения. Реконструкторский клуб или центр дает не голые факты истории, а колорит эпохи — «ближе к телу». Например, каким был быт дружинника на Руси, из чего и что он ел и пил, где спал, с чем на войну ходил. Голый факт скучен, а тут — увлекательное погружение. Ну что с того, что кто-то там построился «свиньей», а кто-то «клином». И совсем другое дело, когда ты сам держишь в руках щит, жмешься плечом к плечу соратника и на тебя движется противник весом более 120 килограмм! Подробности из книг становятся близкими и понятными.

Однако очень важно, чтобы эмоционально заряженная молодежь из таких клубов выходила с ясной головой. А для этого история должна оставаться наукой — беспристрастной и объективной.  

Василий ШАТРОВ

Поделиться ссылкой:

Роскультура - rus